Э.Т.А. Гофман..*
Щелкунчик и Мышиный Король
Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь
день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней
гостиную их совсем не пускали В спальне, прижавшись друг к другу, сидели
в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому
что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. Фриц
таинственным шепотом сообщил сестренке (ей только что минуло семь лет),
что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько
постукивали. А недавно через прихожую прошмыгнул маленький темный человечек
с большим ящиком под мышкой; но Фриц наверное знает, что это их крестный
Дроссельмейер. Тогда Мари захлопала от радости в ладоши и воскликнула:
- Ах, что-то смастерил нам на этот раз крестный?
Старший
советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький,
сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо
правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик;
а парик этот был сделан из стекла*, и притом чрезвычайно искусно. Крестный
сам был великим искусником, он знал толк в часах и даже умел их делать.
Поэтому, когда у Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь
какие-нибудь часы, всегда приходил крестный Дроссельмейер, снимал стеклянный
парик, стаскивал желтенький сюртучок, повязывал голубой передник и тыкал
часы колючими инструментами, так что маленькой Мари было их очень жалко;
но вреда часам он не причинял, наоборот - они снова оживали и сейчас же
принимались весело тиктикать, звонить и петь, и все этому очень радовались.
И всякий раз у крестного в кармане находилось что-нибудь занимательное
для ребят: то человечек, ворочающий глазами и шаркающий ножкой, так что
на него нельзя смотреть без смеха, то коробочка, из которой выскакивает
птичка, то еще какая-нибудь штучка. А к рождеству он всегда мастерил красивую,
затейливую игрушку, над которой много трудился. Поэтому родители тут же
заботливо убирали его подарок
- Ах, что-то смастерил нам на этот раз крестный! - воскликнула Мари.
Фриц решил, что в нынешнем году это непременно будет крепость, а в ней
будут маршировать и обучаться ружейным приемам прехорошенькие нарядные
солдатики, а потом появятся другие солдатики и пойдут на приступ, но те
солдаты, что в крепости, отважно выпалят в них из пушек, так что поднимется
шум и грохот.
- Нет, нет, - перебила Фрица Мари, - крестный рассказывал мне о прекрасном
саде. Гам большое озеро, по нему плавают чудо какие красивые лебеди с
золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет
девочка, подойдет к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким
марципаном
- Лебеди не едят марципана, - не очень вежливо перебил ее Фриц, - а целый
сад крестному и не сделать. Да и какой толк нам от его игрушек? У нас
тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки:
они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся.
И вот дети принялись гадать, что им подарят родители Мари сказала, что
мадемуазель Трудхен (ее большая кукла) совсем испортилась: она стала такой
неуклюжей, то и дело падает на пол, так что у нее теперь все лицо в противных
отметинах, а уж водить ее в чистом платье нечего и думать.
Сколько ей ни выговаривай, ничего не помогает. И потом, мама улыбнулась,
когда Мари так восхищалась Гретиным зонтиком. Фриц же уверял, что у него
в придворной конюшне как раз не хватает гнедого коня, а в войсках маловато
кавалерии. Папе это хорошо известно.
Итак, дети отлично знали, что родители накупили им всяких чудесных подарков
и сейчас расставляют их на столе.
Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу,
и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие
крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Вдруг светлый луч скользнул
по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик:
динь-динь, динь-динь! Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском,
что дети с громким криком "Ах, ах!" замерли на пороге.
ГОФМАН Эрнст Теодор Амедей
[Ernst Theodor Amadeus Hoffmann, 1776-1822] - немецкий писатель.
Р. в Кенигсберге. По образованию юрист. В 1800 - асессор королевского
суда в Познани, 1802 - правительственный советник в Плоцке, 1804 - в Варшаве,
1806 - лишается должности и начинает жить уроками музыки и статьями для
музыкальных журналов. В 1808 - Г. получает должность капельмейстера, сперва
в Бамберге, затем в Дрездене и Лейпциге [1813-1815]. В 1816 он снова получает
должность при королевском суде в Берлине; в 1822 - умирает от мучительной
болезни спинного мозга.
фото на сайте www.SAMARA.ru
|